Авторизация на сайте
Александр Вепрев: «Промышленные предприятия должны сосредоточить свои усилия на реализации инновационных проектов»
13.11.2012

Александр Вепрев: «Промышленные предприятия должны сосредоточить свои усилия на реализации инновационных проектов»

Газета Восточный формат (Иркутск),  соб. инф.

Александр Вепрев знает ситуацию в промышленном комплексе Иркутской области, как говорится, "не понаслышке": вместе с тем, что он руководит крупнейшим машиностроительным предприятием региона - авиационным заводом, он защищает интересы промышленников в региональном парламенте. Депутат Законодательного собрания и член комитета по собственности и экономической политике, председатель регионального отделения Союза машиностроителей России выносит на обсуждение сложнейшие для отрасли вопросы, без решения которых невозможно эффективное развитие экономики Иркутской области. О сильных и слабых позициях промышленности региона, необходимых мерах государственной поддержки и задачах руководителей предприятий Александр Вепрев подробно рассказал ВФ.

- Александр Алексеевич, как бы вы охарактеризовали положение дел в современном промышленном комплексе региона?

- В последние годы мы наблюдаем положительную тенденцию - объемы производства промышленных предприятий Иркутской области возрастают. Прежде всего это касается крупных предприятий, входящих в вертикально-интегрированные структуры и играющих определяющую роль в экономике региона - например, нефтехимических, газохимических, металлургических и других производств. Однако если говорить об обрабатывающих предприятиях, то здесь темпы роста меньше. Конечно, следует сосредоточить внимание на развитии перерабатывающих производств для всех отраслей промышленности.

- Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня наиболее актуальны для промышленного комплекса Приангарья?

- Устаревшая технологическая база предприятий, по-моему, основная проблема, которая приводит к целому комплексу факторов, тормозящих развитие. Во-первых, работая на старом оборудовании, предприятия несут дополнительные расходы на материалы и электроэнергию, что повышает удельный вес материальных, энергетических затрат на единицу продукции. С точки зрения эффективности затраченных средств это неправильно. Во-вторых, на старом оборудовании качественный товар с привлекательной ценой произвести невозможно, поэтому продукция неконкурентоспособна. Перечисленные факторы приводят к низкой рентабельности некоторых производств.

Также в регионе существует проблема нехватки квалифицированных инженеров и специалистов рабочих профессий - особенно это актуально для предприятий, внедряющих новые технологии. Для решения этого важного для развития промышленности вопроса, отличающегося масштабностью и разноплановыми задачами, необходима координация действий органов власти различных уровней, промышленников. Необходимо совместными усилиями разработать долгосрочную программу развития промышленности региона с взаимоувязанными конкретными целями, ресурсами, сроками и контролем достижения запланированных показателей.

- На ваш взгляд, что может послужить толчком для эффективного развития отдельных предприятий и в целом промышленного комплекса региона?

- Чтобы развиваться, промышленные предприятия сегодня должны идти по пути реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, которые могут стать локомотивами промышленного, образовательного, научного, социального развития региона на долгосрочную перспективу. Реализуя такие проекты, мы получаем возможность планировать свою деятельность на 10-20 лет вперед.

Для примера возьмем Иркутский авиационный завод - филиал ОАО "Корпорация "Иркут". В течение 10 лет коллектив намерен увеличить объемы производства в 3 раза, в первую очередь за счет реализации проекта строительства самолета МС-21. Проведена модернизация базовых технологий, механообработки, заготовительно-штамповочного производства, технологий покрытий. Ведется реконструкция производства, тепло- и энергохозяйства. В следующем году начнется строительство нового корпуса для сборки самолетов, а это работа строителям, энергетикам и специалистам других отраслей. В ближайшие годы на авиазаводе планируется создать более 2000 новых рабочих мест. Ученые Национального исследовательского иркутского государственного технического университета совместно со специалистами завода разрабатывают высокоэффективные технологии для производства самолета МС-21. Вот что значит реализация инфраструктурного проекта. А учитывая, что новые мощности создаются именно в регионе, это увеличит рост объемов производства и, как следствие, увеличит рост налоговых поступлений от НДФЛ, налога от имущества и, в последующем, от прибыли. Кроме того, в проекте будут задействованы более двух тысяч смежников.

Я говорю о проекте строительства МС-21, потому что он наиболее близок для меня, но спроецировать данный алгоритм можно на любую другую отрасль региона (добывающую, нефтехимическую, металлургическую и др.), смысл останется тот же самый: инфраструктурные проекты дают работу целому комплексу других отраслей. А главное - развитие производства в регионе на базе инфраструктурных проектов будет увеличивать доходы бюджета области. Так как производство сосредоточено в Иркутской области, значит такие налоги, как НДФЛ, налог на имущество и в последующем налог на прибыль, будут пополнять областной бюджет.

Необходимо отметить, что реализация комплексных инфраструктурных, инновационных проектов в базовых отраслях - нефтехимической, металлургической, добывающей - позитивно скажется на развитии машиностроительного комплекса. Это касается производства машин и оборудования, а также ремонта и сервисного обслуживания оборудования.

Перспективы развития таких машиностроительных предприятий, как ОАО "ПО "ИЗТМ", ОАО "ПО "Усольмаш", ООО "Свирский РМЗ", ОАО "Восточно-Сибирский механический завод" и других, тесно связаны с их участием в реализации инфраструктурных проектов и развитием базовых отраслей. А учитывая, что нефтехимики, металлурги и другие лидеры региональной экономики проводят кардинальную модернизацию - внедряют передовые технологии и закупают импортное оборудование, серьезным толчком для развития машиностроительных предприятий может стать стабильный спрос на их оборудование и на предоставляемые услуги по сервисному обслуживанию. Сегодня мы видим, что загрузка на ряде машиностроительных предприятий существенно упала. И эта ситуация вызывает опасения. Необходима серьезная координация усилий региональной власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций для поддержки предприятий через реализуемые программы и содействия заключению договоров с вертикально-интегрированными структурами, базовыми предприятиями, при условии что машиностроители обеспечат требования рынка на оказываемые услуги. Но для этого необходимо провести модернизацию, повысить производительность труда в 3-5 раз.

- Крупные инфраструктурные проекты - это крупные денежные вливания. Какие источники финансирования вы предлагаете использовать предприятиям?

- Да, такие проекты требуют серьезного финансирования. Достаточно сказать, что затраты на разработку и создание производства пассажирского самолета МС-21 более чем в 1,8 раза превышают размер годового бюджета Иркутской области. И, конечно, такие проекты должны быть включены в федеральные целевые программы. То есть часть затрат - это федеральные средства, которые, как правило, направляются на проектирование и создание опытных образцов. Но основные затраты - это средства предприятий и кредитные ресурсы.

Главная ответственность лежит на предприятиях, реализующих такие проекты. Для того чтобы развивать высокотехнологичные производства, создавать конкурентоспособную продукцию, конечно, необходимо участие государства. В ноябре 2011 года на базе Иркутского авиационного завода прошло совещание руководителей отделений Союза машиностроителей России, на котором обсуждалась "Стратегия регионального промышленного развития". В итоге подготовлен комплекс предложений по развитию обрабатывающих производств, в котором сделан акцент на необходимость разработки механизмов перераспределения средств из сырьевого сектора экономики в промышленный. Это подтверждает позиция главы Министерства экономического развития РФ, что сырьевой экспорт прекратил рост и необходимо усиливать роль на рынке неэнергетических товаров.

- Как вы считаете, региональные власти должны оказывать поддержку в реализации этих масштабных проектов?

- Конечно. Учитывая необходимые объемы финансирования, для реализации комплексных инфраструктурных проектов на региональном уровне сложно обеспечить серьезную финансовую поддержку. Но есть рычаги помощи не менее важные. В первую очередь, это поддержка региональными властями включения проектов в федеральные целевые программы. Второе направление: это эффективное использование стимулирующей роли налоговой системы. В ноябре 2011 года Законодательное собрание Иркутской области приняло закон о предоставлении льготы на имущество обрабатывающим предприятиям, а также предприятиям, производящим транспортные средства и фармацевтическую продукцию. Согласно условиям, уровень оплаты налога на имущество зависит от показателей инвестиционной активности компаний и темпов обновления основных фондов.

Дочернему предприятию "ТНК-ВР" - ОАО "Верхнечонскнефтегазу" региональное правительство также предоставило льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество - это привело к росту инвестиций и к увеличению объемов нефтедобычи. То есть стимулирующая роль налоговой политики на региональном уровне - действующий инструмент на повышение активности производства.

В марте 2012 года внесены изменения в закон Иркутской области "Об областной государственный поддержке научно-технической и инновационной деятельности". Кроме того, в октябре для предприятий малого и среднего бизнеса состоялся конкурс инновационных проектов, который выявил ряд интересных проектов.

Считаю, что необходимо разработать долгосрочную программу промышленного развития Иркутской области с указанием приоритетов, конкретных целевых показателей по годам. Кроме того, необходимо на федеральном и региональном уровнях решить вопросы по совершенствованию кредитной политики в целях обеспечения долгосрочного финансирования крупных проектов и оптимизации тарифно-ценовой политики естественных монополий, в том числе транспортных компаний.

- Вы уже второй год подряд активно участвуете в организации и проведении международного молодежного форума "Инженеры будущего", который проходит на Байкале. К тому же недавно стало известно, что принято решение не менять прописку форума и в следующем году. Расскажите, почему этот форум так важен для Иркутской области?

- Я говорил на форуме, что если не будет критической массы квалифицированных инженеров, которые могут разрабатывать наукоемкую продукцию, создавать и эффективно управлять высокотехнологичным производством, то мы никогда не сможем решить вопросы инновационного развития. На форум "Инженеры будущего" приезжают лучшие представители крупнейших машиностроительных предприятий России и зарубежных стран. Здесь они повышают свой образовательный уровень, обмениваются опытом и новыми идеями, общаются на профессиональные темы. Главный результат форума - это дальнейшая реализация конкретных проектов, направленных на повышение эффективности предприятий. Так, по итогам работы в палаточном лагере молодые инженеры Иркутского авиазавода подготовили предложения для реализации на предприятии. Наиболее отличившихся "инженеров будущего" мы включили в резерв на руководящие должности.

Конечно, такое масштабное и яркое мероприятие играет на положительный имидж Иркутской области. За два года форум стал центром притяжения не только молодых специалистов-машиностроителей, но и ведущих экспертов отрасли. К тому же команды предприятий и вузов Иркутской области имеют возможность получить здесь бесценные опыт и знания. Площадка в Большом Голоустном дает возможность проявить себя каждому инженеру. В настоящее время идет обсуждение программы форума "Инженеры будущего-2013". Планируется серьезно увеличить и дополнить образовательную программу.

- В чем заключается ваша работа в Законодательном собрании?

- В первую очередь, это работа в комитете по собственности и экономической политике, направленная на развитие экономики области: принятие региональных законов, стимулирующих развитие промышленности, работа над программами развития, мерами по эффективному использованию областной собственности и другая деятельность. Также я принимаю участие в комиссии по проведению конкурсов инновационных проектов.

За 4 года депутатской деятельности я принял участие в более 60 заседаниях комитета, на которых рассматривалось около 300 вопросов, а примерно 220 были вынесены на рассмотрение заседания регионального парламента. Но считаю, что главное для меня - решение комплекса вопросов, направленных на развитие экономики Иркутской области.

- Александр Алексеевич, наряду с тем что вы решаете проблемы промышленного комплекса Иркутской области, вы как депутат занимаетесь и решением социальных вопросов в отдельных территориях. Расскажите, какие проблемы приходится решать.

- Принимаю участие в решении вопросов развития города Свирска и Иркутска II - микрорайона авиастроителей в областном центре. Со своей стороны содействую включению проблемных задач в целевые программы, а также оказываю конкретную помощь в решении социальных вопросов. Так, по городу Свирску одна из приоритетных задач, требующих решения - строительство школы на 350 мест. На Иркутске II хотел бы остановиться подробнее, так как здесь депутатская деятельность тесно связана с моей работой на должности генерального директора авиационного завода.

Стараюсь обеспечить эффективное развитие Иркутского авиационного завода путем реализации инфраструктурных проектов на долгосрочную перспективу. Стабильное развитие предприятия - это рост заработной платы, решение социальных вопросов. Сегодня заводской коллектив реализует программы строительства жилья, развития спортивно-оздоровительной базы - в ближайших планах завершить работу по строительству футбольного поля с искусственным покрытием. В тесном контакте с мэрией Иркутска и депутатами городской думы мы проводим благоустройство улиц, детских площадок. Хороший опыт сотрудничества у нас уже накоплен: в прошлом году авиазавод и мэрия совместно финансировали строительство нового корпуса поликлиники.

Успешное решение вопросов экономики будет способствовать социальному развитию и закреплению кадров в регионе.

Александр Алексеевич Вепрев

Генеральный директор Иркутского Авиационного завода. Депутат Законодательного Собрания Иркутской области.

Родился 10 декабря 1951 года в Нижнеилимском районе Иркутской области. В 1974 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности "самолетостроение". В том же году принят на работу инженером-технологом в Иркутский филиал Научного института авиационной технологии (НИАТ). Здесь прошел все ступени профессионального роста и в 1992 году стал директором Иркутского филиала НИАТ. В 1997 году занял должность технического директора Иркутского авиационного завода. 15 января 2008 года был назначен генеральным директором ИАЗ - филиала ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут", вице-президентом корпорации. Кандидат технических наук.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Календарь событий

<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Сегодня 19 ноября
Областное законодательство
Состав, график, работа
III съезд депутатов
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
© Законодательное Собрание Иркутской области 2000 - 2018гг.
E-mail администратора: admin@irzs.ru