Авторизация на сайте
Законодательное собрание Иркутской области
Иркутской области

Расширенный поиск

Контакты

Карта сайта

Матханов Михаил Эдуардович
Последнее изменение: 22.05.2016 22:18.

mathanov.jpgЯ очень дорожу доверием земляков


Вы работаете в комитете по законодательству о приро­допользовании, экологии и сельском хозяйстве. На сес­сиях по инициативе вашего комитета рассматривались и планируется рассмотреть це­лый пакет законов по земель­ному законодательству. Ка­кие из них наиболее важные для области и округа?

Нет законов важных или не важных. Сейчас тем более, когда закладываются основы федерального и регионального земельного законодательства. Законодательное собрание рассматривает целый пакет местных законов - об обороте сельскохозяйственных земель, о минимальных и максималь­ных размерах земельных участ­ков в Иркутской области, об участках земель, бесплатно пе­редаваемых гражданам в лич­ную собственность и другие. Важно, чтобы после их приня­тия, не возникло никаких спо­ров и конфликтов. Мы должны учесть интересы каждого жите­ля области и округа.

Каждый год, принимая главный финансовый документ области - бюджет, мы сталки­ваемся с огромной проблемой: как распределить бюджетные деньги так, что были довольны все. Это сделать сложно - пос­тоянно приходиться делать вы­бор - или построить новую шко­лу в далеком поселке или вып­латить заплату тем же учителям и врачам, где взять деньги на поддержку сельхозпроизводи­телей и на выполнение соци­альных программ. Федерация в силу тех или иных обстоя­тельств, стянула на себя льви­ную долю всех основных нало­гов, оставив регионам жалкие крохи. Сейчас складывается па­радоксальная ситуация, когда бюджетная сфера и жители депрессивных регионов нахо­дятся в более выгодном поло­жении, чем территорий-доно­ров. Это я знаю не понаслышке. Сегодня удобнее быть просите­лем в Москве, чем реально ра­ботающим субъектом, чего быть, конечно, не должно. К со­жалению, в результате такой политики и у жителей формиру­ется иждивенческий подход.

— Как вы относитесь к идее объединения Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного окру­га?

— Я разделяю и поддержи­ваю идею российского прези­дента о сокращение числа субъектов Российской Федера­ции. Идея возникла не просто так. Необходимо укрупнять субъекты РФ для равного эко­номического потенциала. По­тенциал Иркутской области и потенциал УОБАО очень силь­но разнятся. Кстати, в 1999 го­ду я шел на выборы под лозун­гом объединения Усть-Ордынс­кого Бурятского автономного округа с Иркутской областью и тогда земляки поддержали ме­ня. И сейчас продолжаю оста­ваться сторонником объедине­ния. В дальнейшем, не исклю­чаю и создания субъекта типа Байкальской губернии - с вхож­дением в его состав, например, Читинской области, Бурятии, Агинского Бурятского автоном­ного округа. Иркутская область с ее энергетическим потенциа­лом могла бы стать «локомоти­вом» в развитии всего Забай­кальского края. Я не оставляю надежд на решение вопроса в положительную сторону, но ре­шающее слово остается за жи­телями области и округа. Я счи­таю, что необходимо в кратчай­шие сроки провести референ­дум - «да» или «нет» объедине­нию. И если жители области и округа выскажутся положитель­но, то после этого решать ка­ким образом проводить сам процесс объединения, решать какую долю ответственности возьмут на себя округ, область и Федерация. Единый хозяй­ственный механизм и самодос­таточность крупного субъекта несомненно придаст больший политический вес, что в свою очередь позволит более эф­фективно решать любые проб­лемы. Местечковый патрио­тизм может толкать политичес­ких деятелей на абсурдные пос­тупки, когда независимость, а не целесообразность ставится во главу угла, когда амбиции небольшой группы наносят ущерб всему населению.

- Власти и жителей округа понять можно - сейчас округ имеет лучшее бюджетное обеспечение, чем область.
Там нет проблем с выплатой зарплаты, социальных льгот, нет демонстраций и забасто­вок. Зачем им нужно объеди­няться с областью, где нет денег на выплату зарплаты?

— Мне не нравится, что се­годня сознательно насаждается мысль, прежде всего жителям УОБАО, что они живут очень хо­рошо, здорово, что у них все есть и они должны быть всем довольны, получая большой трансферт из Москвы. Сегодня роста объема промышленности, сельскохозяйственного про­изводства в экономике округа не наблюдается. Действитель­но округ имеет лучшее бюджет­ное обеспечение. Но в то, что
это произошло в результате ти­танических усилий окружных властей, вериться с трудом. Стабильное обеспечение дота­циями - результат политики федерального центра, а точнее, президента Путина. Отмени
федеральную дотацию и через месяц округ рухнет в финансо­вую пропасть. Но не чересчур ли оптимистично будет утверж­дать, что это на века?

Более того, бюджетная по­литика федерального центра направлена на то, чтобы регио­ны нарабатывали собственный потенциал, стали самодоста­точными. И что тогда будет с тем трансфертом, который по­лучает Усть-Орда? В Госдуме уже обсуждается такой меха­низм: к примеру, в 2003 году запланировано 70% трансфер­тов, на следующий год должно быть запланировано меньше, чтобы территории нарабатыва­ли собственный потенциал, а не привыкали к иждивенчеству. Но то, что территория наработала, за счет своей инициативы, за счет содействия предпринима­тельству, большому бизнесу, это остается у нее. За террито­рией останутся налоги, переда­ется часть федеральных нало­гов, а финансовая поддержка будет снижаться.

В этой ситуации, Иркутская область хоть и имеет несрав­ненно меньшую бюджетную обеспеченность, зато живет, как говориться на свои. И если бы не ударное повышение за­работных плат бюджетникам -преспокойно обходилась бы без федеральных средств. В этой ситуации объединение ок­руга и области принесло бы плоды обеим сторонам. Об­ласть обеспечила бы себя де­шевой и качественной продук­цией сельского хозяйства и жи­вотноводства из округа. Пос­леднему же, благодаря ста­бильному рынку сбыта, необхо­димо будет сконцентрировать­ся на интенсивном развитии этих отраслей. Шаг от домаш­него частного хозяйства к аг­ропромышленному комплексу позволит создать реальную на­логооблагаемую базу.

Мы (область и округ), к со­жалению, упустили инициативу по объединению, которую бук­вально держали в руках. Если бы мы пришли к финишу первы­ми, то новый субъект Федера­ции получил бы определенные преференции, как это случи­лось с Коми-Пермяцким авто­номным округом и Пермской областью, хотя и там не все гладко.

— Сейчас много говорят о том, что в связи с объедине­ нием ставиться под сомнение существование бурятской на­ циональной и культурной ав­тономии. Как Вы к этому от­
носитесь?

- А кто собирается отни­мать право бурят на националь­ную автономию? Когда мы го­ворим об объединении, мы го­ворим об Усть-Ордынском му­ниципальном образовании в составе Иркутской области сособым статусом, гарантирую­щим существование нацио­нально-культурной автономии.Особый статус может предпо­ложить выборность главы окру­га в ранге заместителя губер­натора Иркутской области. Ру­ководители подразделений ок­ружной администрации могут быть в ранге первых заместите­лей соответствующих подраз­делений администрации облас­ти. Наконец, необходимо разработать четкую программу развития экономики округа, ре­ализация которой гарантирова­на федеральным центром. Да и разве для развития бурятской культуры непременно требует­ся отдельный титульный субъ­ект федерации? Никто ведь не прелагает сразу же после объе­динения закрыть все бурятские школы и насильственно заста­вить забыть родной язык. Прог­раммы по сохранению нацио­нальной культуры и языка долж­ны быть прописаны в рамках от­дельной статьи в федеральном бюджете.

— Но ведь укрупнение субъектов таит в себе и опре­деленные опасности?

— Некоторые политики выс­казывают опасения, что укруп­нение субъектов и их излишняя самостоятельность может при­вести к «феодальной раздроб­ленности», вспоминая истори­ческую фразу президента Ель­цина «берите суверенитета столько, сколько хотите». Одна­ко такой сценарий можно пре­дотвратить здоровым феде­ральным законодательством. Чем крепче будут регионы, темь крепче будет и Россия в целом.

• Вы являетесь членом «Делового союза» и фракции «Единой России» в Законода­тельном собрании. Каковы цели этих объединения?

— Фракция «Деловой союз»всегда поддерживала и поддер­живает губернатора Иркутской области Бориса Говорина. По­чему я вошел в «Деловой со­юз»? Потому что он пользуется абсолютным авторитетом сре­ди моих избирателей. По мое­му избирательному округу он набирает более 70% голосов. Поэтому, я считаю для себя не­возможным игнорировать ихпозицию. Практически все депутаты «Единой России» сос­тоят во фракции «Деловой со­юз». Сам я, будучи, по большо­му счету, демократом и разде­ляя идею правых сил о либера­лизации, считаю, что народу надо прийти к полному понима­нию общественных процессов. Можно критиковать «Единую Россию», но мне кажется, что это как раз та сила, которая мо­жет нас объединить. Мне нра­вятся ценности, которые пропа­гандирует партия - «Единая Россия - сильная Россия», ува­жаю своих соратников по пар­тии. Хотя согласен с тем, чтонеобходимо укреплять идеоло­гическую платформу.

Календарь событий

<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Сегодня 23 февраля
Областное законодательство
Состав, график, работа
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
© Законодательное Собрание Иркутской области 2000 - 2018гг.
E-mail администратора: admin@irzs.ru